Дикун Андрей Васильевич (andrei_dikun) wrote,
Дикун Андрей Васильевич
andrei_dikun

Мои ошибки

На pikabu.ru пост вызвал негативную реакцию, в мою сторону посыпались обвинения: вероятно, людей зацепило :)

Medice, cura te ipsum! ("Врач, исцели себя сам!")

"И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Или как скажешь брату твоему: «дай, я выну сучок из глаза твоего», а вот, в твоем глазе бревно? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего" (Евангелие от Матфея, Глава 7, стихи 3-5)

Я много работаю с людьми в психотерапевтическом ключе. Работа тонкая, с большим человеческим фактором. И я допускаю ошибки. :(

Одна из моих ошибок связана с моим жёстким характером. Несмотря на безобидную внешность, мне часто говорят, что я жёсткий человек (хотя я себя субъективно воспринимаю иначе). И были у меня клиенты, которые это прочувствовали на себе.
Одному такому я ретравматизировал очень сильные негативные переживания. Клиент начал меня обвинять в некачественной работе. Ситуация развивалась постепенно и становилась всё напряжённее и напряжённее. К концу у меня уже не выдержали нервы - я буквально послал человека на три буквы, заявив, что, типа, "возьми себя в руки, тряпка! чего ты ноешь!?".

Мы разругались окончательно. И я потом долго не мог в себя прийти, пытаясь коллегам объяснять, что я прав, а клиент - нехороший человек, редиска. Через какое-то время мне удалось более-менее проработать свои обиды и возмущения, справиться со своим раздутым Эго - и даже попросить прощения у клиента. Судя по всему, он меня так и не простил... :(

Был ещё случай. Ко мне пришла женщина и начала рассказывать про различные женские заморочки - очень интимную информацию. Ну, не то, чтобы я посмеялся над ней откровенно, но, скажем так, меня конкретно переглючило, и я начал "лечить" её с вызовом, исходя из своих мужских убеждений. Клиентка смутилась и заплакала. :(

Впоследствии, я осознал свою ошибку. Заключалась она чисто в моём мужском Эго, неком таком пренебрежительном отношении к женщинам вообще. Сейчас, спустя время, я всё ещё не уверен, что полностью смог проработать эту свою заморочку в отношении к противоположному полу. Прощения у клиентки попросить не удалось: она погибла в автокатастрофе. :(

Есть ошибки, которые я смог признать, но мне до сих пор не хватает духу и мужества попросить прощения у тех, кого я обидел.

Хотя у меня и не было каких-то очень серьёзных залётов, вроде доведения до самоубийства или типа того. И часть коллег, зная подробности ряда моих ситуаций, даже говорили мне, что я был полностью прав, что вина в данных случаях лежит на клиентах.

Однако, мне кажется, тут дело не в некой объективной правоте или выяснение процентного состава правоты каждого участника конфликта. Дело в признании своей части вины, своих косяков, своих аберраций, своих неадекватных реакций - и работе именно НАД СОБОЙ. Нужно вытащить бревно из своего глаза. Иначе как я смогу увидеть, как вытащить сучок из глаза другого? Как я смогу работать с другими людьми, не так ли?
Tags: конфликты, мужчина-женщина, обида, ошибки, психотерапевт, психотерапия, ретравматизация
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 19 comments
>> как к такому доктору не попасть? Ваш совет?

1) Спрашиваете о его ошибках. Если он отделывается общими ответами, и общими фразами, не приводит конкретных примеров - вывод делаете сами. Возможно, правда, что нужно время, чтобы вспомнить конкретные эпизоды - надо это учесть.

2) Спрашиваете его о количестве часов личной терапии и степени их интенсивности. Далее, подбираете по своим запросам уровень. Мой запрос - это несколько тысяч часов минимум (очень-очень интенсивной терапии).

3) ...

(c) http://pikabu.ru/story/moi_oshibki_4931682#comment_84121527
Некоторые тут на полном серьёзе на мой вопрос "Идеального терапевта знаете?" отвечают "Да, знаю" и контакты даже пишут. Кто-то пишет тут, что у него нет проблемы выгорания (как "компенсировать"?). Т.е. если почитать комментаторов, складывается впечатление, что вокруг просто какие-то сверхлюди-машины. Ни одной ошибки (даже в начале карьеры), ни за что не было стыдно, ни выгорают, характер их на процесс терапии никак не влияет, мегаубученные по всем фронтам и т.д.

Вероятно, я затронул больную тему - признание своих ошибок. Хочется быть идеальным психологом, но... ничего идеального не бывает. Подсознательно все это прекрасно "понимают". Но уходят в некое отрицание. Получилась хорошая демонстрация на тему "Защиты и их работа". :)

(c) http://pikabu.ru/story/moi_oshibki_4931682#comment_86379545
>>
- доктор, я копрофаг
- всё в порядке, вы молодец


Доктор, типа, не должен оценивать. "Молодец" - это оценка. Примерно так.

>>
- доктор, я копрофаг
- да, вы копрофаг
- боже, я хочу умереть
Разве доктор совсем не должен давать оценочных суждений, даже объективных и основанных на нормах? Даже когда его просят?


Должен - тут это слово не подходит. Есть различные этические системы. Каждый выбирает определённую - для себя. В некоторых, например, даже запрещена оценка состояния сессии, т.е. нельзя произнести фразу, типа "Вы большой молодец, отлично сегодня поработали с Вами!", а на вопрос "Ну, как, доктор, у меня хорошо получается?" не даётся ответ (например, можно ответить "А как Вы сами считаете?").

(с) http://pikabu.ru/story/moi_oshibki_4931682#comment_84123165
Ну, Пикабу - это Пикабу. Там нельзя всегда быть в фаворе.
Вот я тыкнул в первого попавшегося спеца на Б17:
https://www.b17.ru/kuzmichev/#otzyv - исправьте в ссылке "Б" на "b"

Отбросим отзывы по его тренингам, типа "снижение веса", это, как я понял, больше психокоррекция, чем терапия. Читаем другие.
Там отзывы есть малоинформативные, типа "не оставил меня в эти трудные минуты", "многое переосмыслила" и прочее в таком духе.
Есть отзывы, например от ВаряГ, которая выкатила целый список (уже лучше, чем "многое переосмыслила"), который, на мой взгляд, не выглядит как "живые мысли", с скорее как стандартный рекламный текст тренинга, типа "на этом тренинге вы научитесь..." (я не хочу сказать, что отзыв подделан (хотя пользователь почти не имеет активности на сайте и зарегистрирован недавно), говорю, что отзыв не совсем искренне написан - мне так кажется).

Есть отзыв, например, от LenaG. Там указано, что мать страдала ПА и депрессией. Подробностей нет. Просто указано, что спустя 7 месяцев старушку отпустило. Это вполне реальная ситуация. Такой отзыв реально получить. Я могу тоже таких наполучать. Но не прикольно как-то. Считаю, что как бы понятно всё, как отправная точка: работаешь - результат почти всегда будет, вопрос времени лишь. Поэтому мне идея историй (с деталями) и разбора кейсов больше нравится - более продвинуто что ли. Хотя мне коллеги говорят, что ты напиши про свой опыт работы подробно, отзывов напихай: людям это нравится.

В отзыве LenaG конкретно видно, что послужило опорой. Но, что прикольно, обратите внимание - это не LenaG занималась, она наблюдала со стороны, как занималась её мать. Т.е. оценивает работу другой человек, не тот который работал. Т.е. судится человеком из вне процесса. А отзыва матери, которая была внутри, нету.

А вот там ещё есть отзыв Чешская Гевара - он негативный. И вот он уже написан с позиции деталей. Вот так забавно получается, что отзыв с деталями, за который я "голосую", и тот негативный:
[...]
Александр «работает» с сопротивлением просто- давит. На претензии говорит, что это- провокации. С последствиями таких провокаций не может справиться(от одной мне несколько недель было плохо, помочь он не смог, я сама обрабатывала по ДПДГ)
После другой- я впала в очень плохое состояние, с которым потом и ушла
[AndreiDikun: описаны детали процесса и как что сработало или не сработало]
[...]
Вообще почитайте её отзыв - там всё хорошо расписано, подробно. Похоже, девушка шарит в теме (ДПДГ знает, немного разбирается в препаратах, судя по всему, и т.д.) - и вот таким клиентам уже труднее понравиться, потому что у них есть опыт и некоторые знания. Т.е. их не купишь уже своими личными качествами ("Рекомендую Александра Сергеевича, как спокойного, обстоятельного человека" и пр.) и умением просто располагать людей к себе. И вот такого плана отзывы получить - довольно проблематично: мотивации у людей расписывать что-то нет, разве что негативная, да и далеко не все могут так хорошо отрефлексировать процесс. А мне именно такие и интересны.

(с) http://pikabu.ru/story/moi_oshibki_4931682#comment_84169681
Там есть такие забавные вещи:

[...]
Александр «работает» с сопротивлением просто- давит. На претензии говорит, что это- провокации. С последствиями таких провокаций не может справиться(от одной мне несколько недель было плохо, помочь он не смог, я сама обрабатывала по ДПДГ) После другой- я впала в очень плохое состояние, с которым потом и ушла
[...]

или:

[...]
Методы и попытки воздействий на моё плохое состояние, т. н. лечение. Например, как дз- составить план манипулирования окружающими. Составить план будущего. Это всё когда моё эмоциональное состояние было ужасное, головные боли почти каждый день, сильная подавленность и отсутствие сил. И таких бессмысленных и не помогающих дз- много.
[...]

или:

[...]
Вот отзыв, который я дала Александру в скайпе вскоре после прекращения сессий:
[далее подробный негативный фидбэк]
Ответ Александра:
Четко и последовательно. Спасибо. Вам нужна обратная связь?
То- есть, это вся реакция на результат своей работы.
[...]

Вот это я и называю деланной нейтральностью. Т.е. спец не общается с клиентом как с человеком, не пытается воспринять обратную связь, прочувствовать клиента, поговорить, как человек с человеком. Спец общается из роли такого Нейтрального Психолога. Получаются такие забавные диалоги чуть ли не в стиле:

- Ты ваще ;Н%Г№, и у тебя %?*%?, а ещё ты суёшь ?(**? в %?*
- Четко и последовательно. Спасибо. Вам нужна обратная связь?

))

Ну, и ощущение возникает, будто с роботом общаешься, который по алгоритму отвечает и даёт, как клиентка выразилась, "бессмысленные [...] дз [...]" (т.е. потому что "в программу" так заложено). По ту сторону не живой человек, который твою обратную связь и твои состояния отслеживает.

(с) http://pikabu.ru/story/moi_oshibki_4931682#comment_84173514
Ну, какой-то уровень эмпатии точно предполагается. Проблема в том, что если начнёшь эмпатировать клиенту, то заразишься его негативом. И возможны даже конфликты, например, когда нервы сдадут (вот я парочку в посте и описал). Многие психологи этого (заражения) стараются максимально избегать, чтоб не наступило выгорание. Поэтому часто включают режим нейтральности и прочие системы защит выстраивают. В этой стратегии есть свой недостаток: через системы защит проблематично эмпатировать. А полноценная эмпатия увеличивает рычаг последствий (те самые конфликты, например). Это как экстремальное вождение - результаты впечатляют, но можно перевернуться. А можно ездить аккуратненько, 15 км/ч - и всё будет пучком, ну, только некоторые раздражённые водители будут сигналить и обгонять, крутя пальцем у виска. Но зато аккуратненько едем. :)

(с) http://pikabu.ru/story/moi_oshibki_4931682#comment_84439590
Какой бы пример привести для иллюстрации? "Умницу Уильяма Хантинга" смотрели? Вот там фильм про психтера и его клиента. Сначала, клиент нащупывает уязвимость психтера, бьёт туда (очень больно). Что делает терапевт? Он не говорит что-то вроде того, что "давайте установим правила" или "что Вы чувстовали, когда хотели мне пробить?". Нет, он бьёт в ответ (найдя уязвимость у клиента) - где этика? А потом начинает стирать границы, как будто они друзья, рассказывая всякие интимные истории из своей жизни - где этика? И вот когда он очень близко к клиенту... Тогда происходит финальная сцена терапии. Там даже тот момент стирания границ символично показан, когда терапевт вплотную физически приближается к клиенту, прям буквально к его травме (в фильме символ травмы - физические увечия, которые на фотках показывают в начале этой сцены), а последний грубо толкает первого. Если не смотрели фильм - рекомендую, очень хорошая иллюстрация моих идей. Там ещё есть такой момент про сочувствие и эмпатию, когда терапевт рассказывает, что ему покласть на то, что клиент вырос в детдоме - о, боже, где этика? Фильм - это вымысел, конечно, но всё же...

В принципе, как я уже написал, стратегия с огораживанием (границами - в моём понимании) имеет свои недостатки (надеюсь, Вы же не верите, что она идеальна? есть ли вообще что-то идеальное?). И я указал, что есть альтернатива, и даже её недостатки указал (но это же не значит, что я её обесценил, не так ли?). Можно смешивать стратегии, если сильно нужно. Я бы даже сказал, идеально следовать какой-то одной не получится, хотя бы потому, что нет людей (кроме йогов 80 левела), которые могут полностью контролировать любые свои проявления.

(с) http://pikabu.ru/story/moi_oshibki_4931682#comment_84526812
Я говорю про эмпатию (сопереживание). Далее логика такая (повторюсь): если между мной и клиентом есть хоть малейшая граница - степень/глубина эмпатии снижается в том месте, где есть граница. Т.е. становится не возможным почувствовать (проэмпатировать) у клиента более тонкие проявления, что мы и наблюдаем в инциденте с Кузьмичёвым, на мой взгляд. Это здравый смысл, и, по идее, должно быть интуитивно ясно.

Есть прослойка между воспринимающим и объектом восприятия - акт восприятия будет "загрязнён". Это как через мутное стекло смотреть. Стратегия прокатит в том месте, где не нужно воспринимать через призму границ или где объект восприятия не такой тонкий, что его не видно из-за мутности стекла. Но даст сбой, где нужно или где объект более тонкий. Честно говоря, я не знаю, как с этим спорить. Логика простая, вроде. И я для себя это эмпирически перепроверил как ведущий терапии, так и в качестве клиента.

Если мы где-то уберём границу, то сможем лучше видеть в этом месте клиента, потому что, когда нет стенки, лучше видно - простая логика. Но тут есть и недостаток - без границ мы становимся уязвимыми, потому что клиент в этом месте может бессознательно ударить (не специально даже) или из нас через образовавшуюся щель полезет "внутренне дерьмицо". Это можно пофиксить личной проработкой (терапией) и рефлексией. Т.е. вот с Вашим утверждением, что нужна рефлексия, супервизия и пр. я не спорю - само собой, верно как дважды два. Другой вопрос, что идеально проработанных не существует - т.е. где-то да вылезут недостатки. Это нужно воспринимать как данность, но не пытаться этим как-то оправдаться. Это Вы имели ввиду, когда говорили, что моя защита - это "сферический терапевт в вакууме"?

Но фиксить нечего, если в этом месте стоит граница, потому что тогда нет проблемы (с позиции терапевта). Одна из ситуаций, когда в таком случае произойдёт сбой - это инцидент, похожий на инидент с Кузьмичёвым. Т.е. когда клиент через систему границ постучится-потыкается, мол "тук-тук, кто в теремочке живёт?", а "никого нет дома", ну, а дальше клиент плюнет и уйдёт (в лучшем случае), а может и подпалить теремочек перед уходом (люди разные бывают и я знаю такие истории не понаслышке). У клиента есть возможность зайти в том месте, где границ нет или они не такие плотные, но это уже превращается в терапию терапевта или обхаживание терапевта за счёт клиента причём.

(с) http://pikabu.ru/story/moi_oshibki_4931682#comment_84526812

Идея поста в том...

andrei_dikun

May 4 2017, 13:09:03 UTC 5 months ago Edited:  May 4 2017, 13:09:49 UTC

Идея поста в том, чтобы люди видели, что не всё идеально происходит, что бывают и ошибки, довольно глупые даже (про них не принято как-то рассказывать, чтоб не делать плохой рекламы, да и признавать их особо никто не хочет), не строили иллюзий. А то, мне кажется, многие прямо свято верят в образ некого "сферического идеального консультанта в вакууме" (где-то там такой реально существует, деды и прадеды про него нам рассказывали :) ) или в идеальность того, к которому ходят в данный момент.

Плюс есть ещё такой холиварный момент, что в любом конфликте есть вклад ДВУХ сторон. Т.е. у меня, например, был пример клиента, который "профессионально" умел выводить людей из себя. Меня ему не удалось полноценно втянуть в конфликт, нам удалось даже проработать кое-что из его запроса. А вот с моим коллегой с нехилым стажем и кучей регалий дошло у клиента прям до драки, натурально, на кулаках. Но такое же не напишешь в резюме, так ведь? Т.е. люди приходят к коллеге - он такой чинный, умудрённый сединой, с опытом, доброжелательный - и не скажешь, что у него в запасе такие инциденты были.

Я вот подумал даже, надо сделать страничку в своём ЖЖ для плохих отзывов спецом - из принципа. Для "отзывов просто" у меня нет странички вообще, потому что там люди не пишут обычно ничего осмысленного, кроме "ой, спасибо Вам за консультацию, Вы такой замечательный специалист!" - не очень информативно, часто приходится чуть ли не клещами вытягивать какую-то осмысленную информацию, люди начинают "натягивать" отзыв...

(с) http://pikabu.ru/story/moi_oshibki_4931682#comment_84153768
Например, в истории с заплакавшей клиенткой - она "подулась" дня три на меня, а потом говорит: "Знаете, Вы были очень даже правы. Я вот плакала, но получила облегчение" - не дословная цитата, но суть примерно такая.

Однако, работать дальше отказалась - говорит, жестковато сильно я веду. Потом она нашла другого спеца (я его знаю - у него такой более "пофигистичный" стиль, он помягче меня), но с ним работа шла ещё хуже - он мне потом отзванивался проконсультироваться, как можно "взломать" клиентку. Похоже, после скольких-то спецов и неудачной терапии с ними, она, похоже, вообще разочаровалась в терапии, как таковой.

Это всё меня не оправдывает, само собой. Но для объективности надо было бы написать. Кстати, возможно, ей как раз и нужен был бы для результативности жёсткий стиль работы (а-ля злой психолог). Т.е. мне следовало бы вести себя также жёстко, но подкорректировать поведение с учётом самой моей ошибки.

(с) http://pikabu.ru/story/moi_oshibki_4931682#comment_84160450
Кстати, справедливости ради надо отметить, то в приведённых мной примерах в посте этим клиентам другие спецы тоже не смогли помочь (на сколько я знаю, до сих пор - несколько лет прошло со времени каждого конфликта, ситуация не сдвинулась ни на миллиметр). Один из клиентов (из примеров) имел аналогичный конфликт с другим спецом (у которого поболе опыта, чем у меня, кстати).

Один из клиентов (из примеров) потом обращался ко мне снова, кстати. Краткосрочная терапия - снять очередную ретравматизацию. Сняли - больше не обращался.

(с) http://pikabu.ru/story/moi_oshibki_4931682#comment_84152468
жалкий человечишка
???

ramonacby

4 months ago

andrei_dikun

4 months ago

ramonacby

4 months ago