Дикун Андрей Васильевич (andrei_dikun) wrote,
Дикун Андрей Васильевич
andrei_dikun

Category:

Депрессия и крыша едет... - пример психотерапевтической работы. Часть 2

Предыдущая часть тутhttp://andrei-dikun.livejournal.com/13173.html

[Сессия № 7]. В этой сессии шли эпизоды, подобные эпизоду расстрела. Утопление, смерть от какой-то болезни, пара суицидов и т.д. После каждого парень испытывал облегчение и улучшение своего общего состояния. В кажом эпизоде он видел связь со своей депрессией, особенно в эпизодах с суицидами (которых у него в жизни никогда не было) — например, невыносимое ощущение, что всё бессмысленно, ничего нельзя исправить и чётко принятое решение “уйти отсюда”.
К концу сессии человек уже устал, но это была такая приятная усталость, “усталость облегчения” (по его словам).

[Сессия № 8]. В сессии клиент был какой-то раздражённый, “непробиваемый”, всё время сопротивлялся мне — и вместе с ним раздражаться уже начал я, злиться на него. В общем сессия оказалась “ни о чём”, неудачной, провальной.

После занятий я успокоился и сам себе провёл мини-сессию, чтобы отрефлексировать свою реакцию на клиента. Выяснилось достаточно очевидная и типичная вещь: раздражение не моё, я им как бы заразился от клиента. Покопав поглубже, стало ясно, что в таком же формате протекают и мои отношения с матерью: она начинает нервничать, психовать, вместе с ней психую уже я — ситуация выходит из-под контроля, и спустя некоторое время уже никто не понимает, что происходит, и кто виноват. :)
После “разбора” осознал, что мне такая реакция раздражения больше не нужна — и отбросил её.

[Сессия № 9]. Клиент захотел поделиться со мной чем-то, но никак не мог подобрать слова. После моей помощи с формулировками, его мысли можно было описать так: “Моё обычное состояние в жизни как будто сдвинулось, как будто сбросил какой-то камень с души. Проплакал тут в подушку целый вечер. Ощущение такое, будто ты что-то сломал внутри меня, и прорвалась некая плотина. Начала уходить какая-то грязная вода, которую я держал в себе столько лет, а теперь позволил ей вытечь”. Далее парень начал задавать мне много вопросов технического плана, чтобы понять, как работает сама сессия.

В следующей, заключительной сессии, он попросил подробнее комментировать, почему я прошу выполнять его те или иные действия. Спрашиваю: “Хочешь самостоятельно потом позаниматься?”. Он: “Да”. Я: “Ну, смотри, только аккуратнее, чтоб тебя не занесло, а то, сам понимаешь, состояние твоё непростое”.

[Сессия № 10]. В этой сессии пошла “работа с головой“. Что это значит? Существует в психике такое интересное явления, которое я называю механизмы ума” или “механики”, потому что люди часто осознают их в виде каких-то механических устройств с шестерёнками, пружинками и всем таким прочим. Для чего они нужны? Чтобы выполнять неким специфическим образом некую умственную работу.

Допустим, вы сосредотачиваетесь неким специфическим образом на чтении текста и у вас, например, возникает ощущение, что вас как будто затянуло внутрь текста, оторваться сложно, будто вас затягивают в текст каким-то невидимым жгутом. Вот это “затягивание жгутом” и есть механика.

Или вот ещё пример. Вы размышляете (про себя) на какую-то тему, потом переключаетесь на мысли о чём-то другом. И в момент переключения у вас, положим, как будто в голове что-то щёлкнуло, словно затвор пистолета передёрнули. Это в данном случае “механизм переключения” — вот это щёлканье.

Заключение. Спасибо, что дочитали до конца. Надеюсь, что-то почерпнули для себя. :)
Однако, не стоит думать, что этих 10и сессий хватило, чтобы “полностью” проработать депрессию и крышесносы. Скажем так, мы лишь где-то на процентов 20 улучшили его общее состояние (со слов самого клиента). Работы ещё предстоит много...

Вопросы читателей:

Вопрос №1. Тут точно ничего не приукрашено? [...] Чудесная внезапность избавления от проблем. Фантомная головная боль? Выясняем причину, вжух, её больше нет. Теряет связь с реальностью? Потрогай предметы, и получишь внезапное исцеление. Голоса? Пусть замолчат, готово. Эмоции? Избавимся так же легко.

Ответ №1. "Секрет" в том, чтобы в нужный момент делать нужные вещи - в этом и заключается искусство (тут нет алгоритма). Как у чань-буддистов: в нужный момент ударить ученика палкой. Если вы просто от балды заявитесь к лежачему больному и скажете "встань и иди", то он не встанет и не пойдёт. Если взять несвоевременно в проработку ту же проблему навязчивых голосов, то ничего не проработается. А вот если вы человеку, нуждающемуся в некий _конкретный_ момент в поддержке, скажете в этот самый момент ободряющие слова, то они будут иметь терапевтический эффект. Знаете же таких людей, которые умею говорить нужные слова в нужное время? В этом искусстве читать человека и подбирать в конкретные моменты нужный ключ от нужной двери я и практикуюсь постоянно - прежде всего на себе.

Тут фокус не в том, КАК именно так "быстро" прорабатывать, а в том ЧТО именно прорабатывать. В этом и "секрет". Т.е. если бы, например, человек пришёл и попросил: "А давай стразу возьмёмся за проработку навязчивых голосов", - то никакой быстрой бы работы не получилось бы. Поэтому я хитрю - каждый раз беру в работу то, что "само в руки идёт", то, что доступно для быстрой работы. А та же проблема голосов всплывает уже в своё время, когда сама станет доступной для быстрой работы.

Вопрос №2. Как самому отлавливать суб-личности?

Ответ №2. Если кратко, то...

Сначала нужно знать, что искать. Берёте роли каких-нибудь цепляющих вас людей: папа, мама, харизматичные артисты и т.д... И их изображаете, как актёр (речь о секундах-минутах на каждую роль, а не о часах игры). Изображаемая роль должна к Вам как бы приклеиться, словно Вас не отпускает после того, как Вы в неё вошли, роль становится немного навязчивой. Если приклеилась - это хорошо.

Далее, в обычной жизни наблюдаете за собой на предмет проявления различных ролей (теперь же Вы знаете из предыдущего шага, что именно будем ловить, и куда при этом смотреть: в то "место", куда роли приклеиваются). Когда словили, то нужно её (роль) отыграть осознанно, как бы воспроизвести специально (с полным осознанием наблюдая при этом за собой). Она (роль) должна исчезнуть (интегрироваться в "общую" личность, стать неактуальной). Если не исчезла, значит в ней есть содержимое, которое не осознано Вами - и нужно разбираться, что за содержимое, - это уже другая история...

Подробнее про самостоятельную работу с ролями тут: http://andrei-dikun.livejournal.com/15011.html

Вопрос №3. Как Вы в разговоре отлавливаете "суб-личности человека".

Ответ №3. Если я правильно понял вопрос, то краткий ответ такой: нужно их очень много отловить у себя - тогда вы будете видеть их у других - и сможете другому человеку в нужный момент указать, в какой роли он сейчас находится. Там же будет видно: по мимике, по интонации голоса, по поведению, интуитивно почувствуете...

Вопрос №4. Как работать с ролями?

Ответ №4. Приёмов очень много. Для примера могу привести один приём работы с ролью (субличностью), который часто использую. Когда она отловлена, что клиент в ней сидит прямо сейчас, то можно попросить его изобразить эту роль намеренно, не двигаясь телом, т.е., не двигаясь телом, всем своим видом показать, что он находится именно в этой роли. И роль может отклеиться и уйти от того, что вы перехватили контроль над ней. Это всего лишь один приём, как я уже написал...

Вопрос №5. Что такое "возврат в физическую реальность"?

Ответ №5. Материи тонкие - описывать такое не просто. И терминов устоявшихся нет. Лучше попробуйте сами поделать то, что описано: ходите по комнате и щупайте стены, пол, различные предметы и т.д. (и не разговаривайте при этом). Через какое-то время (кому-то 15 минут нужно, а кому-то - и сотни часов), почувствуете, как внимание начнёт как бы вываливаться "во вне", в пространство вокруг: будете лучше чувствовать объём предметов, цвета чётче станут, самочувствие лучше, реакция лучше и т.д. Будет ощущение, что стали меньше сидеть "внутри себя", в голове. Разные люди эффект по-разному описывают, короче.

Лучше самому поделать - тогда будет понятно всё на практике, в опыте.

Клиент почему был не адекватен? Потому что его так называемое фоновое внимание было по большей части "внутри себя". Сам себе сидит чего-то - весь в себе, как в бункере. Когда я (как бы из "внешнего мира") к нему обращаюсь, то его внимания во "внешнем мире" не достаточно (из-за бункера), поэтому он начинает тормозить, "не слышит" моих вопросов, реагирует неадекватно. Нужно его внимание вывести как бы "во вне" (а "вне" у нас - физическая реальность, а не воображение, которое как бы "внутри"), чтоб он не залипал так сильно "внутри" себя. Грубый способ - это буквально щупать физическую реальность руками. Есть более тонкие - для эстетов. :)

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 12 comments